Защита прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации: государственные органы и нормативные акты
Защита прав несовершеннолетних детей
Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.
Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.
Конвенция о защите прав ребенка
Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?
Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.
Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)
Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.
Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.
Организация по защите прав ребенка
Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.
Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).
Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.
Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.
Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).
Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.
Способы защиты прав ребенка
В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.
К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.
Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.
Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.
Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.
Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.
Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).
Права детей в Российской Федерации и их законодательное регулирование
Права несовершеннолетних граждан установлены и регулируются на законодательном уровне. В перечень национальных нормативно-правовых документов, действующих в России, входят:
- Конституция РФ;
- Закон от 27.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Семейный кодекс РФ (СК РФ);
- Уголовный кодекс РФ (УК РФ);
- региональные нормативные акты.
Самыми важными среди международных нормативных документов являются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Основные права детей указаны в гл. 11 СК РФ. К ним относятся:
- Проживание и воспитание в семье (ст. 54 СК РФ). Каждый ребенок вправе проживать со своими родителями, получать от них должное внимание, заботу, а также возможность всесторонне развиваться. Если родители по какой-то причине отсутствуют, то эти обязательства берет на себя орган опеки и попечительства.
- Поддержание отношений с родителями и с другими родственниками (ст. 55СК РФ). Даже в случае развода родителей ребенок может общаться и с отцом, и с матерью, а также с другими родственниками по обеим линиям родства.
- Защита своих прав и интересов (ст. 56 СК РФ). Обязанность защищать интересы несовершеннолетних ложится на родителей, а также другие государственные органы (орган опеки, прокуратура, суд). Ребенок может претендовать на защиту, если сами родители злоупотребляют своими полномочиями по отношению к несовершеннолетнему.
- Изъявление собственного мнения (ст. 57 СК РФ). Ребенок, как и взрослый, является отдельной личностью, а поэтому имеет собственное мнение, которое должно учитываться, особенно при решении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетнего.
- Получение несовершеннолетним лицом ФИО (ст. 58 СК РФ). При рождении малыша родители самостоятельно выбирают ему имя, фамилия переходит от родителей, а отчество, как правило, присваивается по имени отца.
- Смена имени или фамилии (ст. 59 СК РФ). Орган опеки и попечительства может дать разрешение на смену имени или фамилии ребенка, если об этом поступила просьба от родителей.
- Имущественные права несовершеннолетнего лица (ст. 60 СК РФ). Каждый ребенок должен получать соответствующее содержание от своих родителей. Ребенок является собственником того имущества, которое было ему подарено или перешло по наследству.
Профильные ведомства[править | править код]
Федеральные власти принимают концептуальные документы, например национальную стратегию действий в интересах детей, и проводят федеральные целевые программы защиты прав ребёнка и поддержки детства, следят за исполнением международных обязательств в этой сфере.
Региональные власти ответственны за социальную поддержку сирот и детей-инвалидов, обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Закон предполагает назначение специального федерального уполномоченного по правам ребёнка и детских омбудсменов на региональном уровне.
Право ребенка на защиту согласно Семейному кодексу РФ
Этому вопросу посвящена ст. 56 СК РФ. Обеспечить защиту могут родители, если ребенок проживает в семье, другие лица, выполняющие их обязанности (опекуны, попечители), а в некоторых случаях государственные органы (орган опеки, прокуратура, суд).
Лица, которые до достижения совершеннолетнего возраста были признаны полностью дееспособными, могут самостоятельно защищать свои интересы.
Уведомить орган опеки о нарушении законодательства могут и третьи лица. Например, учителя в школе или воспитатели в детском саду могут узнать от ребенка, что его родители применяют к нему грубую физическую силу. Ситуация может быть и обратной, когда родители встают на защиту интересов своего ребенка, а нарушителями выступают работники образовательных учреждений.
Основные положения
Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.
Родители и иные граждане
Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.
Уголовная ответственность
Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.
При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.
Приоритетные направления
В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.
Не тратьте свое время, позвоните к нам, наша консультация по телефону бесплатна, прямо сейчас вы получите ответы на свои вопросы!
Бесплатная горячая линия по всей России:
+7 800 301-64-06
В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.
Статья 56 СК
Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.
Какие существуют органы по защите прав детей
Согласно Семейному кодексу, каждый ребенок имеет право отстаивать свои интересы и свободы. В большинстве случаев этим вопросом занимается семья, но несовершеннолетний может и сам обратиться в общество по защите прав детей, а по достижении 14 лет дети могут подать исковое заявление в суд.
Как правило, детям самим приходится решать проблемы такого рода, если родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами, не принимают участия в жизни детей или вовсе лишены родительских прав. Поводом для обращения может послужить правонарушение любого рода, психологическое угнетение или применение грубой физической силы.
Как только другим людям, не важно, являются ли они законными представителями и имеют ли отношение к юридическим организациям, стало известно о том, что права маленького гражданина нарушаются, они обязаны обратиться в соответствующие органы и сообщить о роде правонарушения. Заявление по поводу проблем такого рода можно подать в следующие органы защиты прав ребенка:
- органы опеки и попечительства;
- прокуратуру;
- комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних.
На этих организациях нужно остановиться подробнее.
Органы опеки и попечительства
Как только возникает вопрос, куда обратиться по защите прав ребенка, сразу же вспоминаются именно органы опеки и попечительства. В большинстве случаев они занимаются вопросами, касающимися маленьких граждан, которые остались без родителей, а также эти органы ответственны за подбор опекунов.
Если в городе нет специальной организации, функции надзора за опекой и попечительством могут осуществлять органы местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону, такая служба обязана выполнять следующие задачи:
- защищать права и интересы тех граждан Российской Федерации, которые нуждаются в установлении над ними опеки или уже находящихся на попечении;
- следить за тем, как опекуны и законные представители осуществляют воспитание;
- контролировать процесс выполнения всех необходимых медицинских и социальных услуг;
- следить за имуществом несовершеннолетнего, чтобы по достижении им 18 лет он сам мог распоряжаться своими вещами и деньгами.
Если в законах субъектов РФ прописаны дополнительные обязанности органов опеки и попечительства, они обязуются выполнять и их тоже, не игнорируя при этом общие законы Российской Федерации.
Такие органы по правам ребенка имеют следующие полномочия:
- вести списки граждан, которым нужна опека;
- признавать подопечных дееспособными или недееспособными в зависимости от обстоятельств;
- устанавливать опеку и попечительство и снимать их;
- следить за выполнением своих обязанностей опекунами или общественными организациями, занимающимися попечительством;
- заключать договоры, которые разрешают опекунам распоряжаться имуществом несовершеннолетних с их на то согласия;
- выдавать разрешения на отдельное проживание опекунов и их подопечного;
- производить проверки качества жизни подопечного;
- оказывать необходимую помощь опекунам и подопечным.
Если семья по каким-либо причинам переезжает в другой город, служба опеки и попечительства обязана переслать личное дело подопечного в органы, выполняющие там те же функции.
Прокуратура
Полномочия прокурора в вопросе защиты прав детей в РФ основаны на том, что прокуратура обязана следить за соблюдением всех прав человека и принимать меры в случае их нарушения. Прокуратура правомерна на следующие действия:
- лишение родительских прав по разным причинам или их восстановление;
- расторжение браков;
- признание действительным или недействительным алиментного соглашения;
- установление опеки и ее снятие по решению суда;
- изъятие
- ребенка у родителей, если они не выполняют в полной мере своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему.
При обращении за помощью в вопросах детских прав прокурор действует следующим образом:
- предъявляет иск в суд, согласно существующей проблеме;
- участвует в судебных слушаниях и рассмотрении дела;
- опротестовывает несправедливые судебные решения;
- выписывает предупреждения о наказаниях за возможные последующие нарушения прав детей.
Комиссии по делам несовершеннолетних
Такие комиссии тоже относятся к организациям, защищающим права ребенка, поэтому по вопросам правонарушений стоит обратиться сначала туда. На комиссии по делам несовершеннолетних возложены следующие задачи:
- защита прав и интересов несовершеннолетних;
- борьба с беспризорностью и вызвавшими ее причинами;
- решение вопросов, связанных с обучением, содержанием несовершеннолетних, а также с медицинским и социальным обслуживанием;
- контроль за работой органов и комитетов по правам ребенка;
- решение проблем с правонарушениями у несовершеннолетних.
Кроме обязанностей, у отделов такого рода есть следующие полномочия:
- координирование работы отделов и комитетов, занимающихся делами несовершеннолетних;
- разработка кодексов и документов касательно области их деятельности;
- участие в мероприятиях, призванных сократить количество преступлений среди несовершеннолетних и поднять уровень их жизни;
- проведение проверки семей;
- решение вопросов о переводе в другую школу или исключении из них;
- ведение постоянного учета маленьких граждан разных категорий, особенно нуждающихся, сирот или социально-опасных.
Уполномоченный по правам ребенка
Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.
К целям омбудсмена относятся:
- соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
- создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
- составление запросов в организации;
- получение информации на всех уровнях;
- привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.
Современные реалии
Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.
Как осуществляется защита прав ребенка?
В связи с тем, что довольно часто именно родители, которые по закону должны соблюдать права и представлять интересы своих детей, выступают нарушителями этих прав, законом предусмотрены и иные механизмы защиты прав несовершеннолетних. В частности, если интересы родителей и ребенка расходятся, в ситуацию должны вмешаться Органы опеки и попечительства, которые призваны защитить права ребенка на жизнь, здоровье, достойное содержание и воспитание. Как уже упоминалось выше, в качестве основного механизма защиты в законодательстве указано обращение самого ребёнка за помощью, однако чаще всего Органы опеки и попечительства получают информацию о нарушении прав детей от третьих лиц. Это могут быть педагоги, воспитатели, соседи, родственники и знакомые семьи. На любое подобное обращение Органы опеки и попечительства обязаны отреагировать и проверить положение дел в семье.
В случаях, когда нарушения прав ребенка касаются жестокого обращения и нарушения его половой неприкосновенности, Органы опеки и попечительства тесно взаимодействуют с представителями органов внутренних дел, прокуратурой и комиссией по делам несовершеннолетних. Следует понимать, что под жестоким обращением подразумевают систематическое унижение ребенка, нанесение побоев и телесных повреждений, не предоставление ребенку полноценного питания, запирание и оставление детей одних и т.д. Все эти неправомерные действия могут повлечь за собой не только лишение родительских прав, но и уголовную ответственность.
Здесь следует отметить, что подобные нормы распространяются не только на действия родителей и опекунов, но и на педагогов, представителей здравоохранения и других учреждений, сотрудники которых работают с детьми. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей и нарушение прав ребенка может повлечь за собой уголовное наказание и запрет на ведение подобной деятельности от трех лет до пожизненного.
Нарушение и защита прав несовершеннолетних
Согласно СК РФ ребенок в любом возрасте имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с жалобой и заявлением. По достижении четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право обратиться от своего лица в судебные органы. Кроме того, все должностные лица обязаны сообщить в органы опеки и попечительства о нарушении прав ребенка, если таковые были ими замечены.
Если ребенок оказывается в бедственном положении, прокурор инициирует судебное разбирательство, в ходе которого лица, нарушающие права ребенка, могут быть лишены родительских прав, отстранены от совместного проживания с ребенком или аннулированы в праве опекунства или усыновления. Особенно сложными бывают дела о злоупотреблении родителей своими родительскими правами, а также алкоголем и наркотическими средствами.
Вопрос защиты прав ребенка существенно осложняется тем, что дети сами крайне редко обращаются за помощью, даже при серьезных нарушениях их прав. Это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в детском воспитательном учреждении. В связи с этим взрослые граждане должны исключительно ответственно подходить к вопросам защиты интересов ребенка, а также сообщать о любых случаях несоблюдения интересов несовершеннолетних.
Восстановление нарушенных прав
К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.
Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:
- в комиссию по трудовым спорам;
- в суд.
Если нарушены права в семье следует писать:
- в суд;
- в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.
Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:
- в вышестоящее образовательное учреждение;
- в суд.
Административная и уголовная ответственность
Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.
Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.
Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.
Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:
- вовлечение детей в преступную деятельность;
- принуждение к аморальным занятиям;
- принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
- за вовлечение к употреблению наркотиков;
- за продажу спиртосодержащей продукции.
Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.
Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.
Законодательное регулирование
Главная проблема
Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.
В заключение
Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.
- https://www.cherlock.ru/articles/zashita-prav-rebenka
- https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/narushenie-prav.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0
- https://BusinessMan.ru/new-zashhita-prav-detej.html
- https://myusli.com/deti/organy-po-zaschite-prav-rebenka
- https://opekarf.ru/prava-grazhdan/zashhita-prav-detej
- https://yurcentr.com/zashchita-prav-nesovershennoletnih-detej/