Все статьи

Порядок приватизации государственного муниципального имущества в 2020 году

Содержание

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Как происходит приватизация государственного и муниципального имущества

  • При­ва­ти­за­ция, на осно­ва­нии ст. 4 ФЗ № 178, про­ис­хо­дит соглас­но дан­но­му зако­ну, зако­нам, при­ни­ма­е­мым субъ­ек­та­ми Феде­ра­ции и иным НПА (нор­ма­тив­но-пра­во­вым актам).
  • При­ва­ти­за­ция муни­ци­паль­но­го иму­ще­ства про­во­дит­ся само­сто­я­тель­но ОМСУ (орга­на­ми мест­но­го само­управ­ле­ния) соглас­но зако­нам РФ.

Область действия ФЗ № 178

Ст. 3 Феде­раль­но­го зако­на № 178 — ФЗ дей­ству­ет от обрат­но­го, то есть опре­де­ля­ет те виды иму­ще­ства, кото­рые не могут быть при­ва­ти­зи­ро­ва­ны. Итак, нель­зя при­ва­ти­зи­ро­вать:

  • сво­бод­ные ЗУ, на кото­рых нет объ­ек­тов недви­жи­мо­сти;
  • при­род­ные ресур­сы;
  • иму­ще­ство жилищ­ных гос. и мун. фон­дов;
  • вхо­дя­щее в госу­дар­ствен­ный резерв;
  • им-во, нахо­дя­ще­е­ся за пре­де­ла­ми РФ;
  • не под­ле­жа­щее при­ва­ти­за­ции по меж­ду­на­род­ным дого­во­рам;
  • пере­дан­ное в собств-сть НО (неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям), кото­рые ранее явля­лись гос. и мун. уни­тар­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми (УП);
  • им-во, пере­дан­ное на без­воз­мезд­ной осно­ве рели­ги­оз­ным орга­ни­за­ци­ям и ОООИ (обще­рос­сий­ским обществ. орг. инва­ли­дов);
  • пере­дан­ное гос. и мун. пред­при­я­ти­ям для веде­ния хозяй­ствен­ной и управ­ля­ю­щей дея­тель­но­сти;
  • дру­гие виды иму­ще­ства (пол­ный спи­сок в ст. 3 ФЗ № 178).

Кто является покупателями имущества

Обра­ти­те вни­ма­ние, что ста­тья 5 так­же не опре­де­ля­ет, а исклю­ча­ет круг лиц, кото­рые не могут купить гос. и мун. иму­ще­ство. Не могут являть­ся поку­па­те­ля­ми:

  • гос. и мун. учре­жде­ния или УП;
  • юр. лица, доля РФ в устав­ном капи­та­ле (УК) кото­рых боль­ше 25 % (кро­ме того слу­чая, когда гос. и мун. им-во вно­сит­ся в каче­стве вкла­да в УК, соглас­но ст. 25 ФЗ № 178);
  • юр. лица, заре­ги­стри­ро­ван­ные в офф­шор­ных зонах.

Дан­ные огра­ни­че­ния вве­де­ны из сооб­ра­же­ний защи­ты кон­сти­ту­ци­он­но­го поряд­ка, инте­ре­сов отдель­ных лиц, укреп­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти и без­опас­но­сти РФ. Они не каса­ют­ся соб­ствен­ни­ков объ­ек­тов, рас­по­ло­жен­ных на земель­ных участ­ках, при­об­ре­тен­ных ими в соб­ствен­ность (при усло­вии, что дан­ные объ­ек­ты недви­жи­мо­сти не явля­ют­ся само­воль­ны­ми построй­ка­ми).

Огра­ни­че­но пра­во АО и ООО, чей устав­ный капи­тал был при­ва­ти­зи­ро­ван в соот­вет­ствии с дан­ным ФЗ, на при­об­ре­те­ние соб­ствен­ных акций или доли УК.

При­ва­ти­за­ция, осу­ществ­лен­ная лицом, не име­ю­щим на это пра­ва, при­зна­ет­ся неза­кон­ной (п. 4 ст. 5).

Как приватизируются имущественные комплексы

При­ва­ти­за­ция иму­ще­ствен­но­го ком­плек­са (ИК) УП (ст. 11 ФЗ) про­ис­хо­дит на осно­ве пере­да­точ­но­го акта, опре­де­ля­ю­ще­го:

  • виды при­ва­ти­зи­ру­е­мо­го иму­ще­ства;
  • его балан­со­вую сто­и­мость (сум­ма всех чистых акти­вов по послед­не­му бух­гал­тер­ско­му отче­ту);
  • раз­мер устав­но­го капи­та­ла;
  • кадаст­ро­вую сто­и­мость при­ва­ти­зи­ру­е­мо­го земель­но­го участ­ка.

Иму­ще­ство, не пред­на­зна­чен­ное для при­ва­ти­за­ции, отда­ет­ся соб­ствен­ни­ку.

При­ва­ти­за­ция акти­вов кор­по­ра­ции Рос­кос­мос, а так­же соб­ствен­но­сти УП, кото­рой Рос­кос­мос рас­по­ря­жа­ет­ся, про­во­дит­ся по ФЗ № 216 о госкор­по­ра­ции Рос­кос­мос.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Перечень необходимой документации

Как и любая другая административная услуга, приватизация государственной собственности требует сбора определённого перечня документации. В основном это удостоверительная и справочная документация, которую необходимо запрашивать у гос. учреждений и уполномоченных органов.

Условно перечень необходимой документации можно разделить на следующие группы:

  • документы, удостоверяющие статус лица;
  • справочная документация;
  • правоустанавливающая документация.

В качестве примера документации, удостоверяющей статус лиц, можно привести:

  • паспорта;
  • удостоверения личности;
  • свидетельства о рождении и так далее.

Справочная документация содержит в себе информацию временного характера.

Примерами такой документации могут служить:

  • выписки из кадастра и БТИ (бюро техинвентаризации);
  • справки из жилищной организации;
  • справки из хозяйственных объединений и так далее.

Правоустанавливающая документация собирается лишь в тех случаях, когда лицами планируется приватизации муниципального жилья, которое по тем или иным основаниям уже находится в их владении, но не в собственности. Собственно говоря, именно основания владения и удостоверяют правоустанавливающие документы.

Чертами таких документов могут обладать:

  • решения местной администрации сельского поселения;
  • решения дирекции хозяйственного объединения сельского поселения;
  • соглашения и договоры с уполномоченными органами;
  • постановление;
  • сертификаты и так далее.
Перечень необходимой документации целиком зависит от статуса лица и объекта недвижимости сельского поселения, что планируется получить.

В отдельной ситуации такой перечень необходимо уточнять у соответствующих гос. органов.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам

В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:

  • жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней;
  • земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое;
  • предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.
Имущество переоформлялось из муниципального или государственного фонда с единственным главным различием в том, кто ранее им владел – государство или местный муниципалитет. В последнем случае, помимо общефедерального законодательства, процесс отчуждения и перевода в частную собственность регулируется принятыми в регионе нормативными актами. В силу того, что подобные акты не содержали принципиальных различий, процедура приватизации такого имущества в целом была схожа.

Продажа путем публичного предложения (ПП)

Таким спо­со­бом при­ва­ти­за­ция госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го иму­ще­ства про­из­во­дит­ся при несо­сто­яв­шем­ся аук­ци­оне (ст. 23 ФЗ № 178). Инфор­ма­ция о пред­сто­я­щей про­да­же путем ПП раз­ме­ща­ет­ся не позд­нее, чем через 3 мес. после неудав­ше­го­ся аук­ци­о­на.

Инфор­ма­ция о про­да­же путем ПП долж­на содер­жать, кро­ме стан­дарт­ных све­де­ний (дата, вре­мя, место):

  • шаг пони­же­ния или шаг повы­ше­ния цены;
  • цену отсе­че­ния (мини­маль­но воз­мож­ную цену, кото­рая состав­ля­ет не менее 50 % от началь­ной цены тор­гов);
  • началь­ную цену, кото­рая долж­на быть не менее началь­ной цены несо­сто­яв­ше­го­ся аук­ци­о­на.

Если в заяв­ках участ­ни­ков цена пред­ло­же­ния не пре­вы­ша­ет началь­ную цену, пра­во при­ва­ти­зи­ро­вать иму­ще­ство полу­ча­ет тот, кто пер­вый в каче­стве заяв­лен­ной цены ука­жет началь­ную.

Социальные и экономические подоплеки

Приватизировать какие-либо муниципальные объекты, значит получить постоянные права собственности на них. Это происходит при полной продаже недвижимости физическим или юридическим лицам, при частичной оплате или передаче их безвозмездно, для некоторых категорий населения при приватизации жилья или некоторых категорий земель.

Ссылаясь на федеральное законодательство и положение, касающееся приватизации имущества муниципалитетов, саму приватизацию принято считать отчуждением прав собственности в пользу заинтересованных лиц. Такое пояснение наталкивает на мысли о процедуре, которая несёт возмездный характер. Подобный переход зачастую выгоден государству по той причине, что далеко не всегда используются все недвижимые объекты. Некоторые из них могут быть не задействованы длительное время и простаивать без дела, не принося ни выгоды, ни прибыли.

В результате приватизации муниципальные органы и государство получают не только прибыль, под видом оплаты недвижимости, но и налоги с дальнейшего её использования и нахождения в частной собственности.

Документы претендентов на приватизацию

Юри­ди­че­ские лица долж­ны пода­вать одно­вре­мен­но с заяв­кой:

  • копии УД (учр. док-тов);
  • доку­мент с инфор­ма­ци­ей о доле соб­ствен­но­сти РФ, субъ­ек­та РФ или МО (мун. обра­зо­ва­ния) в устав­ном капи­та­ле ю. л.;
  • доку­мент с под­твер­жде­ни­ем пра­ва руко­во­ди­те­ля ю.л. дей­ство­вать от его име­ни без дове­рен­но­сти.

Физи­че­ские лица пода­ют:

  • удо­сто­ве­ре­ние лич­но­сти (либо копию всех листов);
  • нота­ри­аль­но заве­рен­ную либо под­пи­сан­ную руко­во­ди­те­лем ю. л. (если есть доку­мент, под­твер­жда­ю­щий это пра­во) дове­рен­ность упол­но­мо­чен­но­му пред­ста­ви­те­лю физ. лица.

Листы доку­мен­тов жела­тель­но про­ну­ме­ро­вать, хотя отсут­ствие нуме­ра­ции и не явля­ет­ся осно­ва­ни­ем отка­за в рас­смот­ре­нии заяв­ки. К паке­ту доку­мен­тов при­ла­га­ет­ся опись, кото­рая, как и заяв­ка, состав­ля­ет­ся в двух экзем­пля­рах.

Недо­ста­ток доку­мен­тов, недо­сто­вер­ные све­де­ния в них, непра­виль­но оформ­лен­ные дове­рен­но­сти явля­ют­ся осно­ва­ни­ем для отка­за пре­тен­ден­ту в уча­стии в при­ва­ти­за­ции.

Закон

Регламентирование приватизации закреплено на правительственном уровне. Юридические вопросы находят свое отражение в Жилищном, Гражданском, Земельном, Налоговом и иных кодексах. Приватизация описывается в постановлениях и актах Правительства России, а также в Указах Президента РФ.

Чем регулируется приватизация:

  • Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 – определяет вопросы приватизации федерального и муниципального имущества, порядок, стоимость и нюансы процедуры;
  • Указ Президента РФ В.В. Путина от 24.02.2017 – признание приватизации жилья бессрочной;
  • Постановления Правительства РФ № 584 и 585 от 12.08.2002 (редакция за 18.07.2016) – утверждают порядок проведения аукционов и торгов государственным и муниципальным имуществом;
  • Указ Президента РФ № 596 «Об утверждении прогнозного плана…» от 7.05.2012 – определяет основные направления экономической политики и программы приватизации жилья в России;
  • Глава 4 Жилищного кодекса – принципы и нормативы реализации права на бесплатную приватизацию объектов в РФ.

Основные положения о приватизации принимаются на уровне государственных органов. Муниципальные власти могут издавать локальные акты по регулированию отношений в пределах района.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Особые нюансы

Несмотря на то, что процессы приватизации муниципальной и государственной собственности весьма похожи, на практике они имеют некоторые отличительные черты. В первую очередь, следует отметить, что жильё оформляется в собственность именно на муниципальном уровне, а не на государственном. Не смотря на то, что есть небольшое количество государственного жилья, на сегодняшний день это скорее исключение из правил. Некоторая жилплощадь приватизации не подлежит вовсе, и касается это жилья в военных городках и воинских частях. Жить в таких квартирах можно даже после выхода на пенсию по выслуге или инвалидности, но приватизировать – нельзя.

Следующим моментом является тот факт, что приватизировать муниципальные объекты обычно разрешают, если их стоимость не слишком высока и они не могут быть полезны государству сейчас или в ближайшей перспективе. Поэтому практикуется продажа некоторых недвижимых объектов на торгах (аукционе).

Земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в ведомстве местного органа самоуправления, чаще всего расположены вдали от населённого пункта в сельском округе. Соответствующее положение относительно приватизируемого имущества может здесь иметь некоторые поправки, внесённые актами местных муниципальных органов.

Как приватизируется государственная или муниципальная собственность

Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:

  1. С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
  2. Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
  3. Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
  4. При конкурсной реализации акций таких предприятий.
  5. Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
  6. Через торги на бирже.
  7. При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
  8. Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.

Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.

Не тратьте свое время, позвоните к нам, наша консультация по телефону бесплатна, прямо сейчас вы получите ответы на свои вопросы!

Бесплатная горячая линия по всей России:
+7 800 301-64-06

Продажа на аукционах

Гос. и мун. иму­ще­ство мож­но про­да­вать на аук­ци­о­нах, если отсут­ству­ют усло­вия, предъ­яв­ля­е­мые к пре­тен­ден­там, и про­да­жа про­из­во­дит­ся по мак­си­маль­но пред­ло­жен­ной цене.

  • Пред­ло­же­ния с цена­ми пода­ют­ся в запе­ча­тан­ных кон­вер­тах.
  • Заяв­ки на уча­стие при­ни­ма­ют­ся в тече­нии мини­мум 25 дней, при этом кол-во участ­ни­ков не огра­ни­чи­ва­ет­ся (мини­маль­ное кол-во — хотя бы два чело­ве­ка).
  • Участ­ник дол­жен выпла­тить зада­ток в р‑ре 20% от началь­ной цены ст-сти иму­ще­ста и предо­ста­вить выпис­ку сче­та с под­твер­жде­ни­ем выпла­ты. (Зада­ток про­иг­рав­шим участ­ни­кам воз­вра­ща­ет­ся в теч. 5 дней после аук­ци­о­на).
  • Отсут­ствие необ­хо­ди­мых доку­мен­тов, не упла­чен­ный зада­ток явля­ет­ся при­чи­ной отка­за пре­тен­ден­ту в уча­стии.
  • В аук­ци­оне с откры­той фор­мой пода­чи цено­вых пред­ло­же­ний зада­ет­ся шаг повы­ше­ния цены.
  • При закры­той фор­ме пред­ло­же­ния пода­ют­ся в послед­ний день аук­ци­о­на при под­ве­де­нии ито­гов.
  • Один участ­ник может подать толь­ко одну заяв­ку.
  • Побе­ди­тель аук­ци­о­на име­ет пра­во под­пи­сать дого­вор куп­ли-про­да­жи по про­ше­ствию пяти дней после аук­ци­о­на.

Сроки

Максимальный срок приватизации объектов государственной и муниципальной собственности — 3 месяца, минимальный — 14 дней. Оформление может затянуться еще на несколько месяцев, если потребуется получение разрешения на приватизацию в суде.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Пример: Комнаты в общежитии для военнослужащих нельзя приватизировать, а вот комнаты в общежитии какого-то завода, при условии, что они выведены в жилищный фонд и, как следствие, относятся к муниципалитету, приватизировать можно без проблем.
Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Начало приватизации было положено в 1991 году, а уже со следующего года граждане смогли стать собственниками государственных объектов. С тех пор процедура подвергалась изменениям. Но в целом, основные принципы остались прежними.

Алгоритм действий

Порядок приватизации госимущества и муниципальной собственности включает несколько этапов:

  1. Планирование процедуры.
  2. Издание акта с требованиями и нормативами.
  3. Проведение приватизации.
  4. Отчет о проделанной работе.

Всеми вопросами занимаются государственные органы, а в случае с муниципальным имуществом – администрации. Имущество перейдет в частную собственность только при соблюдении регламента.

Процедура

Приватизация государственного и муниципального имущества в 2020 году состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

  1. Составление плана

Прогноз выносится с учетом экономической ситуации в регионе и России в целом. Проводимый мониторинг выявляет категории имущества, которое может передаваться в частную собственность без ущерба государству. Впрочем, в планировании участвуют и субъекты приватизации: предприятия, юридические лица, граждане. Окончательный план приватизации подлежит передаче в Правительство РФ. Этим вопросом занимаются муниципальные объединения.

  1. Подготовительный этап

Огромное значение играет выбор способа приватизации. Скажем, если передается предприятие, то подойдет аукцион, выпуск акций или взаимодействие с ООО. Ситуации с приватизацией жилья требуют подписания договора о передаче имущества в собственность граждан.Выбор того или иного способа должен быть обоснован. Документы о применении направляются в вышестоящие органы.

Окончательное решение содержит:

  • наименование приватизируемого объекта (-ов);
  • информация о собственнике;
  • выбранный способ приватизации;
  • кадастровая или иная стоимость;
  • возможность предоставления рассрочки (при выкупе объекта);
  • иные сведения (п. 2 ст. 14 ФЗ № 178 «О приватизации…»).
  1. Приватизация имущества

Включает в себя основной комплекс мер по передаче государственного (муниципального) имущества в собственность граждан и организаций. Здесь выделяют аукцион, торги, выпуск и реализацию акций, выкуп по кадастровой стоимости и т.д. Финальным действием будет государственная регистрация в органе Росреестра.

  1. Отчет о приватизации

Предоставляется местными властями в Государственную Думу РФ. Отчетность направляется ежегодно не позднее 30 апреля (включительно). Документ содержит: список оформленного имущества, конкретный способ, срок, стоимость и затраты, характер правоотношений и т.д.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Особенности передачи муниципальной собственности

Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.

  • Отказ от участия в приватизации: правовые особенности

Вне зависимости от принадлежности объекта (государство или местный орган власти), этапы и правила переоформления в частные руки совпадают по основным параметрам.

Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:

  1. Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
  2. При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
  3. Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня.

Благодаря приватизации граждане смогли стать собственниками жилья, а предприимчивые люди получили шанс развития бизнеса на базе предприятий, находившихся ранее в ведомстве государства. Начатая в начале 90-х годов приватизация стала мощным толчком для развития предпринимательства и экономики в целом, позволяя перестроить работу государственных объектов в условиях конкурентной борьбы и стремлению к увеличению прибыли.

Правила приватизации муниципальной квартиры

Как приватизировать муниципальную квартиру или как приватизировать комнату в муниципальной квартире? В отличие от предприятия или иного рода гос. имущества, квартиры, которые принадлежат муниципалитету, приватизируются в особом порядке. Такие квартиры, как правило, служат определённым целям жилищной политики государства или региональных властей. Если приватизация будет соответствовать таким целям, к примеру, целям сокращения жилого фонда, то, скорее всего, она пройдёт без проблем.

Так можно ли приватизировать муниципальную квартиру или можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире?

Приватизация муниципальной квартиры осуществляется в следующем порядке:

  • лицам, кому законом полагается получить жильё от государства, передаётся муниципальное жилье внаём;
  • с ними заключается соответствующее соглашение, где, кроме него, участвует и вся его семья;
  • впоследствии лица подают заявление;
  • после рассмотрения и одобрения приватизации с ними заключается соглашение о передаче жилища в правомочие собственности.

Итак, можно приватизировать муниципальную квартиру? Стоит отметить, что, как гласит положение о приватизации муниципального имущества, единоличная приватизация в подобных ситуациях невозможна.

Изменение долей не допускается. Однако некоторые члены семьи, что участвовали и которые уже достигли совершеннолетия, могут по своему усмотрению вовсе отказаться от участия в процедуре и, соответственно, от доли в квартире. Несовершеннолетние отказываться от приватизации не могут. Такое допускается лишь в исключительных случаях с дозволения органа по опеке муниципального района, где находится приватизируемое жилище.

Но можно ли приватизировать долю в муниципальной квартире? Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества определяют, что отчуждению подлежит имущество как целиком, так и в части, к примеру, приватизация комнаты муниципального района. Касательно регионов, необходимо изучить соответствующее положение о комиссии по приватизации муниципального имущества муниципального района.

Лучше сразу оформить правомочие распоряжения, когда появляется такая возможность по решению властей муниципального района.

Не стоит задумываться, нужно ли приватизировать квартиру. Ведь в дальнейшем её можно продать точно так же, как и купленную.

Правовые основы приватизации муниципальной собственности

Приватизация муниципальной собственности осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства, включающими в себя различные нормативно-правовые акты. В первую очередь регулирование вопросов приватизации муниципальной собственности возлагается на Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Также при приватизации муниципальной собственности учитываются требования иных федеральных законов и прочих нормативно-правовых актов, принятых в его развитие. Содержание указанных нормативных документов не может противоречить содержанию Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Помимо федерального законодательства вопросы приватизации муниципальной собственности регулируются на региональном и муниципальном уровне, при этом требованием к нормативным документам, регулирующим данный аспект приватизации, является отсутствие противоречий федеральному законодательству.

Расходы, налоги, стоимость

Государственная пошлина за услуги по приватизации имущества – 2 000 рублей. Но существуют и исключения. Скажем, если вы приватизируете садовый участок или гараж – действует «дачная амнистия». Стоимость приватизации в этом случае составит 350 рублей.

Расходы на приватизацию для юридических лиц несколько иные – им предстоит уплатить госпошлину из расчета 0,1% от стоимости оформляемого имущества. Если это унитарное предприятие, то цена рассчитывается с учетом всего хозяйственного комплекса. Правда, существует крайний порог – госпошлина за приватизацию не должна превышать 60 000 рублей.

Стоимость приватизированного имущества оценивается лицензированными компаниями. Цена не может быть больше рыночной. За основу берется кадастровая стоимость. Заказать оценку можно в БТИ, Росреестре или при обращении к частным оценщикам.

Не стоит забывать, что частная собственность облагается налогами. Став владельцем приватизированной квартиры, человек обязан уплачивать ежегодный налог на имущество. Размер налога – 0,3% от кадастровой стоимости недвижимости.

Пример расчета налога:

Иванова А.А. имеет в собственности 1-комнатную приватизированную квартиру – единственный объект. Сумма ежегодно оплачиваемого налога рассчитывается следующим образом:

объект недвижимости – 1-комнатная квартира;

налоговый вычет – составляет 20 кв. метров от общей площади квартиры (только если объект – единственный в собственности);

площадь квартиры – 25 кв. метров;

кадастровая стоимость – 980 000 рублей;

налоговая ставка – 0,3%;

размер ежегодного налога – 588 рублей.

Таким образом, за 1-комнатную квартиру общей площадью 25 кв. метров Ивановой придется заплатить 588 рублей ежегодного налога на имущество. Сумма уплачивается не позднее октября календарного года. За несвоевременную уплату предусмотрены штрафные пени.

Условия приватизации

Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:

  • Доступно исключительно для граждан РФ.
  • Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
  • Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
  • Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
  • Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.

Состав покупателей муниципальной собственности

Правом приватизация муниципальной собственности обладают любые юридические и физические лица. Однако законодательство предусматривает ряд исключений из этого правила. В качестве покупателей муниципальной собственности не могут выступать следующие лица:

  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • муниципальные и государственные учреждения;
  • юридические лица, в уставном капитале которых присутствует доля России, ее субъектов и муниципальных образований, превышающая 25% его величины;
  • юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территории, для которых Министерством финансов России предусмотрен льготный режим налогообложения или отсутствие требований раскрытия информации, то есть в оффшорных зонах.

Указанные ограничения в отношении субъектов приватизации направлены на защиту конституционного строя страны, интересов и прав ее населения, безопасности и обороноспособности государства.

Нарушение установленных ограничений в отношении субъектов приватизации является основанием для признания совершенной сделки по приватизации муниципальной собственности ничтожной.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.
Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.
Источники

  • https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html
  • https://moezhile.ru/zakony/o-privatizacii-gos-imusestva.html
  • https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
  • https://ZhiloePravo.com/oformlenie/privatizatsiya/gosudarstvennogo-munitsipalnogo.html
  • https://zakon-dostupno.ru/privatizatsiya/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
  • https://pravootveta.ru/poryadok-privatizatsii-munitsipalnogo-imushhestva/
  • http://law-divorce.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
  • http://allo-urist.com/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnaya_sobstvennost/privatizaciya_municipalnoy_sobstvennosti/

[свернуть]