Все статьи, Полезные советы

Публичный сервитут на земельный участок что это такое, плата за сервитут на земельный участок, сервитута земли что это

Законодательное регулирование

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта происходит регламентация основных направлений, по которым должна вестись работа в случае установления сервитута.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

Также Земельный Кодекс Российской Федерации устанавливает порядок действий, в соответствии с которым должен устанавливаться публичный сервитут, а также порядок издания тех нормативных актов, которые регулируют обязательность таких действий.

Так как сервитут устанавливается путем заключения соответствующего соглашения, носящего характер договора пользования с установлением частичного либо полного обременение на земельный участок, регулирование такого договора осуществляется также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

В том случае, если речь идет об установлении публичного сервитута, он устанавливается соответствующим нормативным актом. Этот вопрос рассматривается как в Гражданском, так и в Земельном Кодексе.

Что такое — установление сервитута на земельный участок

Под установлением сервитута на земельный участок в действующем законодательстве подразумевается установление такого обременения, которое позволит собственникам или пользователям других наделов получить возможность обеспечить свободное функционирование своих земельных участков.

Сервитут на земельный участок устанавливается только в тех случаях, когда избежать подобного обременения не представляется возможным.

Установить сервитут можно только в том случае, если цели его использования на обремененном участке будут соответствовать всем требованиям действующего законодательства, которые на данный момент могут быть удовлетворены.

Независимо от того, является ли установленный сервитут публичным или частным, порядок его установления должен пройти полную проверку на соответствие действующему законодательству, так как такое обременение существенно ограничивает возможности использования участка его владельцем.

В рамках такого согласования будет установлено, было ли возможно избежать установления обременения на конкретный земельный участок, каков размер максимально допустимого обременения, а также та сумма, которую инициатор обременения земельного участка, должен будет заплатить владельцу.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;

  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;

  • использования земельного участка;

  • прохода или проезда через земельный участок;

  • выпаса сельскохозяйственных животных;

  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

  • сенокошения;

  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

  • свободного доступа к прибрежной полосе;

  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Отличия срочных и постоянных сервитутов

Сроки, в течение которых действительно данное обременение, не привязываются к пользователям сервитутов. Иными словами, после гибели собственника участка, на который установлено ограничение, оно сохраняет юридическую силу. То же касается смены владельца земли.

Основные отличия между постоянными и срочными сервитутами указаны в приведённой ниже таблице.

Признак, используемый для сравнения

Бессрочные сервитуты

Временные сервитуты

Основание для снятия обременения

При наличии законных оснований:

  • при отсутствии у владельца земли возможности использовать её по назначению;
  • при нарушении пользователем сервитута условий договорённости;
  • при отсутствии обстоятельств, в связи с которыми было установлено обременение.

Завершение срока действия, указанного в документах.

Период действия

Обладает юридической силой до момента, пока в нём не отпадёт необходимость (срок не прописывается в документах, допустима формулировка «бессрочный сервитут»).

Определяется уполномоченным должностным лицом или по договорённости сторон и указывается в соответствующем документе.

Гражданин, на чей участок было установлено обременение, вправе требовать от получателя сервитута платы за использование территории. 

Если стороны не способны разрешить данный спор мирным путём, допускается обращение с соответствующим иском в судебную инстанцию.
 

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Не тратьте свое время, позвоните к нам, наша консультация по телефону бесплатна, прямо сейчас вы получите ответы на свои вопросы!

Бесплатная горячая линия по всей России:
+7 800 301-64-06

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Порядок действий

Порядок установления сервитута для такого обременения, носящего публичное и частное характер, будет различным. Это обусловлено тем, что установление таких сервитутов также будет иметь определенную разницу в своих целях.

Для сервитута, носящего публичный характер, порядок установления будет состоять всего из трех этапов:

  1. На первом этапе будет происходить издание специального документа, в котором будут обозначены цели установления сервитута, а также тот период времени, на который планируется установить обременение.
  2. В качестве второго этапа установления сервитута в данном случае следует рассмотреть объявление и проведение публичных слушаний, на которых будет рассмотрен вопрос не только об установлении такого обременения на один или несколько земельных участков, но также и рассмотрен вопрос целесообразности тех затрат, которые ожидаются в связи с наложением такого обременения. По результатам таких слушай будет издан соответствующий нормативный акт, в рамках которого будет полностью отражен весь вопрос, касающийся установления такого сервитута.
  3. Третий этап включает в себя непосредственно издание нормативного акта, регламентирующего установление сервитута на один или несколько земельных участков, а также подготовку всех необходимых документов, в том случае, если установление такого обременения существенно затрудняет эксплуатацию участков, попавших в список обремененных. На основании такого перечня и порядка действий будет осуществляться либо выплата компенсации владельцу обремененного участка, либо производиться выкуп обремененных участков за государственный счёт.

Ключевым документом в данном случае будет считаться постановление об установлении сервитута.

В рамках этого документа, издаваемого органами государственной власти субъекта федерации или непосредственно Российской Федерации, будет указано то, для каких целей устанавливается сервитут, а также срок установления его и порядок действий относительно определённых участков.

Подписывается этот документ либо руководителем соответствующего органа государственной власти, либо должностным лицом, ответственным за принятия таких решений.

Установление частного сервитута проходит несколько более сложным порядком, так как подразумевает под собой обязательное осуществление договоренности сторон, участвующих в соглашении.И частного сервитута состоит из четырех этапов:

  1. На первом этапе осуществляется первичная договоренность сторон, участвующих в таком соглашении, о тех условиях, которые являются существенными для установленного сервитута.
  2. На втором этапе сторона, заинтересованная в установлении сервитута, должна обосновать цели своих действий, а также доказать необходимость установления обременения и невозможность достижения своих целей какими-либо иными способами.
  3. На третьем этапе установления сервитута происходит подписание итогового документа, выступающего в качестве соглашения или договора об установлении обременения. Кроме договора подписывается также и документ, доказывающий грамотность и верность установленной стоимости обременения.
  4. Четвертый этап является заключительным в установлении сервитута и характеризуется государственной регистрацией установленного обременения, а также получения соответствующего свидетельства, которое в дальнейшем может быть использование в качестве доказательства законности своих прав и претензий при использовании обремененного участка.

Однако указанные действия предпринимаются только в том случае, если удалось достигнуть договоренности по заключаемому соглашению.

Если таких договоренностей достигнуть не удалось, сторона, в целях которой будет устанавливаться сервитут, может обратиться в суд.

В том случае, если заключение соглашения об установлении сервитута, необходимого для использования других земельных участков, будет происходить в судебном порядке, в перечень необходимых документов должны быть внесены изменения.

К необходимым документам, которые понадобится для регистрации установления сервитута, прибавится ещё судебное решение об установлении соответствующего применения на земельный участок, а также документы, подтверждающие факт использования всех существующих процедур досудебного урегулирования возникшего конфликта.

В том случае, если установления сервитута происходит в судебном порядке, в подписываемом сторонами соглашении обязательно должно содержаться приложение, в котором будет находиться копия судебного решения с отметкой о вступлении в силу, либо иной документ, подтверждающий факт судебного разрешения конфликта.

Независимо от того, происходит ли заключение договора об установлении сервитута во внесудебном порядке или по решению суда, финальная регистрация установленного обременения должна быть осуществлена в строгом соответствии с действующим законодательством.

Какие документы необходимы для установления сервитута

Так как установление сервитута является достаточно сложным юридически значимым действием, для его установление может понадобится определенный перечень документов, которые необходимо заранее подготовить.

Если речь идёт о сервитуте публичного характера, то его наступление происходит независимо от воли владельца земельного участка, а для фиксации факта его установления достаточно издания нормативного акта, носящего федеральный или региональный характер, в тексте которого будет содержаться прямое указание на установление обременения конкретных земельных участков.

В случае внесения такого нормативного акта к нему должно быть оформлено приложение, в тексте которого будут представлены все кадастровые характеристики обремененных участков.

Если речь идёт о частном сервитуте, то здесь необходимо будет подготовить перечень документов, которые понадобится для дальнейшей регистрации установленного права обременения в органах Росреестра.

К таким документам будут относиться:

  • Кадастровый паспорт на участок с приложенным планом налагаемого обременения. Этот документ необходим, для того чтобы в полной мере осуществить оценку стоимости налагаемого сервитута, а также аргументировать при возникновении споров размер обремененной территории.
  • Еще одним документом, который обязательно понадобится при установлении сервитута, будет считаться справка, полученная в уполномоченных органах, которая сможет подтвердить отсутствие других обременений на конкретном участке. Этот документ позволит грамотно рассчитать стоимость налагаемого обременения для того, чтобы исключить возможность установления стоимости сервитута выше, чем она может быть.
  • Обоснование целей установления сервитута. Этот документ готовит заинтересованное в обременении лицо, так как с помощью него можно будет доказать необходимость установления сервитута именно в том виде, в каком просит это сделать инициатор обременения.
  • Отчет о расчете стоимости сервитута или соразмерной платы за обременение. На основании этого документа в тексте договора будет зафиксирована та сумма, которая подлежит выплате владельцу обремененного участка инициатором сервитута.

После того, как подготовлены все необходимые документы, можно приступать непосредственно к процедуре установления сервитута.

Как снять обременение с земельного участка

Как уже говорилось ранее, собственник территории может дождаться завершения срока действия договорного соглашения. Но, как правило, потребность в снятии обременения может возникнуть гораздо раньше, чем закончится срок.

Законодательство предусмотрело 2 способа для снятия обременения с земельного участка:

  1. Обращение заинтересованного лица с исковым заявлением в высшую инстанцию, где будет принято то или иное решение. Только следует быть готовым к тому, что оно не всегда бывает в пользу собственника.
  2. Замена сервитута на другую форму сделку. Например, вместо того, чтобы пользоваться участком на ограниченных правах, его берут в аренду.

В случае обращения в суд, придется иметь массу доказательств, чтобы получить ожидаемое решение. Но выражать их необходимо не словесно, а документально. Наверное, легче достичь договоренности с владельцем смежной земли, и уже на этом основании расторгать договор, снимать обременение с территории.

Источники

  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/procedura-ustanovleniya.html
  • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/servitut.html
  • https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/zemelnyj-servitut.html
  • https://metrtop.ru/zemlya/srok-deystviya-servituta/
  • https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/srok-servituta/

[свернуть]